Страсти по МХ820 не утихли после публикации первой статьи. Да и не мудрено, ведь слишком обширный текст с включением корпусов длиной практически до 11 метров в сравнение с гоночными яхтами и использование наибольшего охвата проектов яхт по возрасту не сделало обзор понятным и однозначным. Реальным ближайшим конкурентом МХ820 был лишь FAREAST 26, а весь остальной флот был использован с охватом максимальной широты кругозора, чтобы показать к каким яхтам более всего тяготеет МХ820.
В этот раз мы постараемся максимально сфокусироваться на том сегменте, который был выбран разработчиками МХ820.
И в этот раз считаем необходимым начать с яхты Алекстар 25 (Санкт-Петербург).
Еще в 1996 году Александр Тараненко создал проект первой российской яхты в сегменте «трейлерного семейного круизера». По данным самого производителя доработка проекта осуществлялась в 2000, 2006 и 2023 году. Эта яхта вполне сопоставима с МХ820 по длине корпуса имеет наибольшую длину 7,62 метра, что на 40 сантиметров короче МХ820. В ширине более простая к транспортировке яхта, поскольку полностью соответствует дорожному габариту и составляет 2,5 метра. В то время, как у МХ820 — 2,8м. Обладает подъемным килем весом 400 кг, что упрощает транспортировку. И несет немного меньше парусов, чем МХ820. В общем, Алекстар-25 является прямым конкурентом МХ820. Хотя, наверное, даже наоборот. МХ820 входит в сегмент, в котором присутствовал ранее только Алекстар-25. Но это только из российских производителей.
Следующий проект этого класса, который мы включили в сравнительный анализ – это SeaScape 27.
Проект такого дизайнера как Сэм Мануар (Франция) построенный на словенской верфи. Эту верфь в 2018 году выкупила компания Beneteau, как очень перспективную. Первый корпус был спущен на воду в 2011 году и столь громкие имена в истории этой яхты заложили ее долгосрочный успех. В балтийской акватории данный класс яхт до сих пор проводит чемпионат Европы, организованный верфью Beneteau. Яхта имеет общую длину 8 метров, что на 20 сантиметров меньше, чем МХ820. Ширина корпуса SeaScape 27 также немного меньше чем у МХ820 и составляет 2,54м против 2,8 у МХ820. Как и Алекстар 25, — эта яхта оборудована подъемным килем. И, как и 2 предшествующие лодки имеет 2 пера руля. А вот площадь грота и стакселя у SeaScape 27 больше чем у Алекстар-25 и даже больше чем у МХ820. Что в свою очередь подчеркивает заботу производителя МХ820 о начинающем капитане и потенциальном покупателе и выборе в пользу безопасности больше, чем у Сэма Мануара заложино в SeaScape 27.
Также следует затронуть такой проект как Saphire 27.
Дизайнером этой яхты стал швейцарец Клаудио Малетто, а постройка яхт осуществляется на польской верфи Delphia Yachts. Эта яхта стала лодкой года в своем сегменте в 2014 году, на выставке в Дусельдорфе. В этом году её сравнивали с такими яхтами как Django 6.70, Essence 33, Malango 8.88, и Sailart 22. Общая длина яхты составляет 8 метров также как и у Seascape 27 и незначительно уступает МХ820. Ширина 2,5 метров делает её аналогом Алекстар 25. Яхта имеет подъемный киль также как и у МХ820 с аналогичной осадкой 1,7 метра. По водоизмещению Saphire 27 намного легче МХ820, а вот балласт киля имеет абсолютно идентичный вес с МХ820 и составляет 500 кг. Площадь грота и стакселя у Saphire 27 несущественно превышает этот показатель МХ820 и составляет 42,92м против 41,5 квадратных метров. Также следует отметить, что в отличие от всех трёх яхт, указанных ранее, у Saphire 27 — одно перо руля, что вероятнее всего в слабые ветра даст ему преимущество и равно как лишит такового преимущества в свежие ветра и на попутных курсах.
Раз уж мы начали говорить про польских производителей, то необходимо в общий список включить нескольких ярких представителей из этой страны. Первым можно назвать Viko S26.
Эта верфь очень ярко ворвалась в мир паруса в последние годы и включила свои проекты в ключевые сегменты. К примеру рядом с МХ820 она представила проект итальянского конструктора Сергио Луполи, который в прошлом проектировал такие яхты как Comet. Проект создан в 2017 году и строиться на верфи в Гданьске. Яхта предлагается в широкой комплектации как с гоночным, так и с круизным парусным вооружением, а также как с подъемным, так и фиксированным килем. Оснащена также одним пером руля в отличие от МХ820. Общая длина Viko S26 – 8,5 метров, что на 30 см больше, чем у МХ820. При этом ширина данной яхты полностью совпадает с МХ820 и составляет 2,8м. Также совпадает и вес киля, равный 500 кг. А по водоизмещению Viko S26 на 600 кг легче МХ820. И вот площадь парусности у этой яхты существенно уступает МХ820 и составляет 29 кв.м. против 41,5. То есть, в движении под парусом МХ820, вероятнее всего, будет вести себя лучше чем польский аналог.
Также, из хорошо известных польских круизеров данного сегмента, нужно отметить MAXUS 26 – проект Яцека Дазкевича 2015 года.
Общая длина яхты 8,4 метра. В стандартной комплектации идёт с подъемным килем, но также возможна как опция установка фиксированного киля. По ширине борта MAXUS 26 на 2 см шире МХ820. Осадка у этих двух яхт полностью совпадает. Водоизмещение у этих двух миникруизеров почти совпадает. Максус легче на 20 кг, а вот балласт польской яхты тяжелее на 350 кг и составляет 850 кг. Но при этом Максус менее энерговооружен и несет меньше парусов чем МХ820 – 37кв.м. Таким образом, ожидаемая новинка рынка России может оказаться проворнее хорошо известного MAXUS 26.
Замыкать линейку сравнения будет такой проект как MacGregor 26.
Яхта производилась в США по проекту Роджера Макгрегора и была настолько удачной что с 1986 года модернизировалась 4 раза (последние доработки делались в 2003г) и была выпущена в количестве более 5000 экземпляров. А по европейским меркам – это невероятно много! Здесь и далее мы будем использовать технические характеристики проекта 2003 года. Итак, по своей длине Макгрегор короче яхты МХ820 на 30 см. Ширина Макгрегора – 2,36. То есть, он также проходит в дорожный габарит намного легче, чем МХ820 с его 2,8. Его осадка 1,75 против 1,7 у МХ820. А балласт тяжелее на 158 кг. При этом парусов он несет меньше чем МХ820: 27,87 кв.м. против 41,5кв.м. у российского проекта. То есть, и тут мы видим, что новый проект Александра Филлипова может оказаться куда более шустрым, чем американская версия компактного семейного круизёра.
Сводные данные в таблице:
Модель | Год | Скорость корпуса, узлы | Общая длина, м. | Ширина,м. | Осадка,м. | Водоизмещение, кг. | Балласт, кг. | Площадь парусов, кв.м. |
MX820 | 2024 | 6,95 | 8,2 | 2,8 | 1,7 | 2400 | 500 | 41,5 |
Алекстар-25 | 2013 | 6,28 | 7,62 | 2,5 | 1,8 | 1300 | 400 | 33,5 |
SeaScape 27 | 2011 | 6,86 | 7,99 | 2,54 | 2 | 1400 | 610 | 45,99 |
Saphire 27 | 2013 | 6,65 | 8 | 2,5 | 1,7 | 1300 | 500 | 42,92 |
Viko 26 | 2017 | 6,78 | 8,5 | 2,8 | 1,45 | 1800 | 500 | 29 |
Maxus 26 | 2015 | 6,58 | 8,4 | 2,82 | 1,7 | 2380 | 850 | 37 |
MacGregor 26 | 2003 | 6,45 | 7,87 | 2,36 | 1,75 | 1814 | 658 | 27,87 |
Итак, в этот раз мы имеем очень солидный набор одноклассников МХ820 с незначительными отклонениями по габаритам яхт, осадке, парусам. Интересно теперь посмотреть, как все эти показатели могут отразиться на сводных комплексных показателях, характеризующих ходовые качества представленных яхт:
Модель | Парусность к водоизмещению | Балласт к водоизмещению | Водоизмещение к длине | Показатель комфорта | Гоночный потенциал |
MX820 | 23,61 | 20,8 | 121,34 | 15,84 | 4,81 |
Алекстар-25 | 28,67 | 30 | 120,49 | 11,73 | 5,49 |
SeaScape 27 | 37,46 | 43,6 | 76,51 | 10,79 | 7,88 |
Saphire 27 | 36,73 | 38,5 | 85,9 | 10,69 | 7,47 |
Viko 26 | 19,98 | 27,8 | 105,73 | 12,16 | 4,59 |
Maxus 26 | 21,17 | 35,7 | 167,08 | 16,65 | 3,66 |
MacGregor 26 | 19,1 | 36,3 | 143,7 | 16,87 | 3,77 |
Напомним, что по такому показателю как парусность к водоизмещению значение в пределах 16-20 единиц характеризует яхту, как хорошо вооруженную парусами. Значения превышающие показатели 20 единиц характеризуют яхту, как относительно хорошо нагруженную парусами. И в нашем случае МХ820 занимает золотую середину между явно перегруженными парусами яхтами SeaScape 27, Saphire 27 и в тоже время менее нагруженными парусами Viko 26, Maxus 26 и MacGregor 26. Однако, также напоминаем, что все эти яхты расположились в сегменте относительно хорошо нагруженном парусами. К примеру подержанные шведские яхты имеют аналогичный показатель существенно ниже 16 единиц, что явно отражает тенденцию современного судостроения к увеличению парусности яхт в целом для данного сегмента.
Относительно показателя Балласта к водоизмещению можно смело утверждать, что у МХ он минимальный, а это значит, что восстанавливающий момент будет наименьшим. То есть дрейф яхты на острых курсах при свежих ветрах будет ощутим. Но и выход в глиссирующий режим будет достигнут наиболее быстро.
Что касается водоизмещения к длине, то к ультралегким яхтам можно отнести только SeaScape 27 и Saphire 27. Все остальные яхты относятся к категории легких яхт. Среди легких яхт наиболее тяжелой остается Maxus 26. А МХ820 опять располагается примерно в середине.
А вот по уровню комфорта на волне на лидирующие позиции выходят такие яхты как MacGregor 26 и Maxus 26. МХ820 занимает почетное третье место.
Замыкает аналитическую линейку показатель гоночного потенциала, максимальное значение которого у проекта Мануара SeaScape 27, что и не удивительно. Ведь этот конструктор начинал свои проекты с таких гоночных яхт как мини 6,5. А вот Saphire 27 расположился на втором месте, сразу после опытного гонщика. Проект же Алекстар-25 в гоночном вооружении весьма успешно занял третью позицию среди лидеров. И лишь за ним уже следует МХ820. Наименее приспособлены к гонкам согласно данного показателя MacGregor 26 и Maxus 26.
Таким образом, выстроив достойную линейку настоящих конкурентов МХ820, мы примерно можем представить, что яхта МХ820 явно попадает в золотую середину выбранного флота по большинству показателей технических характеристик. Самый главный вопрос, который теперь встает перед аудиторией – это цена данного проекта, которая и определит его дальнейший успех.