Немного об аннонсированном круизере МХ820

11 Мар

Коллектив ORC не мог не пройти мимо такого значимого события, как объявление группой компаний «Мобиле групп» начала производства спортивно-круизной яхты МХ820, заявленной как гонщик с комфортом крейсерской яхты. Главным конструктором данной яхты является хорошо известный всем Александр Филиппов. А после успеха на рынке России клубной гоночной яхты МХ700 шаг в сторону крейсерских яхт — это логичное продолжение товарной линейки производителя. Хотелось бы отметить, что яхта выйдет на воду лишь летом 2024, поэтому у нас не было возможности провести ходовые испытания, и вся предложенная аналитика основана исключительно на заявленных проектных характеристиках МХ820.

Нужно признать тот объективный факт, что данный сегмент до сих пор остается не покоренным для российских производителей. С 80-х годов, когда польские производители наводнили рынок «Конрадами», как последним представителем спортивных круизеров, в этот сегмент пытались войти и «Спрей» (Екатеринбург) со своим «Рикошет 900», который производился в 1993-1997 году, и «Ракета яхтс» (Нижний Новгород) с модификациями яхт класса Опен 800 в 2004-2009 годах. Но в дальнейшем эти производители ушли в больший размер круизных парусных яхт или сместили фокус в пользу спортботов, оставив нишу круизеров начального уровня пустой. И вот, производитель из Санкт-Петербурга анонсирует выход в сегмент яхт для семейного отдыха длиной 8-9 метров с проектом МХ820. Предположим, что данный сегмент обусловлен желанием конструктора верфи оставаться в дорожном габарите и дать возможность потребителю комфортно перемещаться между разнообразными акваториями России.

Признаться, найти яхты аналогичные предложенной версии МХ820 было крайне нелегко, поэтому, для предвкушения той яхты, которую мы увидим на воде уже летом 2024 года, список проектов был расширен до 10 штук, чтобы максимально понять возможности этого круизера:

  1. ARCHAMBAULT A35 (Франция) — проект 2006 года
  2. X-35 (Дания) — проект 2005 года
  3. J99 (США) — проект 2019 года
  4. Elf 800 (Россия) — проект «Квартет» 2004 года.
  5. L30 (Словакия) — проект 2015 года.
  6. Dehler 30OD (Германия) — проект 2019 года.
  7. FAREAST 26 (Китай) — проект 2006 года.
  8. Conrad 760 (Польша) РТ — проект 1980 года.
  9. Ракета 970 (Россия) — проект 2014 года.
  10. Рикошет 930 (Россия) — проект 2004 года.

Выбранные яхты условно можно разделить на группы 8-9 метров и 9-10 метров. В первый сегмент (непосредственных конкурентов МХ820) войдут такие яхты, как ELF800, FAREAST26 и Conrad 760. В то время, как все остальные лодки из сегмента 9-10 метров скорее выбраны, как уже зарекомендовавшие себя успешные проекты класса гоночных семейных яхт.

Conrad 760.   которых в России неисчислимое множество. Они до сих пор являются прекрасным примером учебной гоночно-круизной яхты от Приморского до Краснодарского края. Ходовые характеристики этих яхт знакомы огромному количеству российских спортсменов, поэтому сравнивать и предвкушать будет несложно, имея в наборе эту лодку.

Elf 800 «Квартет» является серийной яхтой класса OPEN800 типа Ветер-2, строившейся в Пскове по проекту Андрея Косоротова и Михаила Матаруева, но оптимизированная по заказу владельца для морских гонок в классе ORC: поставлен более тяжёлый киль и поперечная переборка. Экипаж яхты,  неоднократно поднимался на пьедестал и собирал призовые места. Среди побед — Чемпионат Эстонии (Муху-Вяйнская регата) 2021 г. — 1 место, 2019 — 1 место, 2018 — 4 место, 2017 — 2 место, 2016 — 1 место, Чемпионат России ORC Sportboat 2011,  2012 и 2013 г. — 1 место три раза. Это — явно выраженная гоночная яхта, доработанная для улучшения мореходных качеств.

FAREAST 26 — крейсерский аналог МХ820 китайского производства, ориентированный на внутреннего потребителя. Яхта ориентирована преимущественно на семейный экипаж, но в тоже время обладает высокими скоростными показателями и низкими накладными расходами на занятия парусным спортом. Аналогично с МХ820, спроектирована под подвесной двигатель, имеет обширный кокпит, навесное перо руля, но в отличие от МХ820, оно всего 1.

Итак, в первый столбец таблицы вынесен стандартный расчет теоретически достижимой максимальной скорости корпуса:

Яхта Скорость корпуса, узлы Общая длина корпуса, м. Ширина корпуса, м. Водоизмещение, кг. Балласт, кг. Площадь Грот

+генуя, кв.м.

MX820 (2024) 6,95 8,2 2,8 2400 500 41,5
Conrad 760 РТ  (1980) 6,04 7,62 2,65 2087

У гоночных версий — 1800- 1900 кг

480 34,0
FAREAST 26 (2006) 6,5 8,38 2,55 1655 600 37,16
KVARTET (2008) 6,86 8 2,568 1358 720 38,64
ARCHAMBAULT A35 (2006) 7,4 10,59 3,55 4450 1990 67,5
X-35 (2005) 7,33 10,61 3,27 4300 1700 65,22
J99 (2019) 7,17 9,94 3,41 3817 1520 53,05
L30 (2015) 7,36 9,58 2,54 2130 790 52,5
Dehler 30OD (2019) 7,27 10,3 3,28 2800 1140 61,7
Ракета-970 (2014) 7,56 9,7 3,15 3000 1100 58
Рикошет 930 (2004) 7,13 9,3 3,26 3000 1100 56

 

По своим геометрическим параметрам яхта МХ820 наиболее близка к FAREAST 26. Также они схожи по выбору целевой аудитории, с небольшим различием в весе киля. Балласт МХ820 минимальный.  По остальным параметрам предлагаем сравнить яхты ниже.

Скорость корпуса считается исходя из длины волны, которую создает сама яхта. То есть, речь исключительно о водоизмещающем режиме. И с ним всё предельно понятно, ведь именно о нём говорят — длина бежит. Но в рамках длинной оффшорной гонки ветровые условия могут меняться, а это значит, что скорость яхт меняется в зависимости от силы ветра куда чаще, чем в зависимости от длины. В свою очередь мы приходим к выводу, что реализовать потенциал длины яхты, отраженный в первом расчетом показателе, можно в условиях стабильного ветра достаточного для имеющейся энерговооруженности. И, на практике, в условиях умеренных переменных ветров меньшая длина килевых яхт прибегает быстрее к финишу просто из-за преобладающего меньшего ветра. А еще, не дай Бог, будут попутные курсы на дистанции, так там и глиссирование включается, и простая формула «длина бежит» рушится в тар-тарары. В этом режиме уже бежит вес. Причем, чем его меньше, тем лучше. И использование современных материалов в новых проектах яхт заставляет конструкторов сфокусироваться на динамике попутных курсов. Что в свою очередь определяет геометрию новых корпусов. Так вот, условная длина всех рассматриваемых проектов даже поместит их в соседние дивизионы ORC, но определять результат будут, помимо гандикапа и силы ветров, балласт и энерговооруженность. А уже потом геометрия киля, формы обводов, количество рулей и т.д. И если говорить о реализации потенциала скорости, указанного у МХ820, то у него с этим всё отлично в слабых и умеренных ветрах на острых курсах. Также на попутных курсах, МХ820 быстро сможет выйти на глиссер. Показатель водоизмещения у лодки выше чем у «четвертьтонника», FAREAST и «Квартета», в то время как по балласту яхта МХ820 немногим уступает «четвертьтоннику» и существенно легче FAREAST и «Квартета». Именно поэтому круизные и оффшорные характеристики яхты покамест остаются под вопросом. В свежие ветра оффшорной гонки требуют испытаний, но об этом дальше.

Если оценивать отношение ширины к длине яхты, то МХ820 больше тяготеет к современной школе судостроения и по ширине относительно длины уступает только Рикошету 930. Остальные яхты более узкие в соотношении собственных длин и могут считаться более классическими проектами. Также по данному показателю МХ820 очень близка к J99 и это неплохое соседство. Но не стоит забывать, что увеличивая ширину корпуса, мы тем самым снижаем лавировочные характеристики яхты. В прочем, это можем быть вторично для семейной прогулочной яхты.

 

Яхта Парусность к водоизмещению Балласт к водоизмещению Водоизмещение к длине Показатель комфорта Гоночный потенциал
MX820 (2024) 23,61 20,8 121,34 15,84 4,81
Conrad 760 РТ (1980) 20,8 23 244,1 18,34 2,04
FAREAST 26 (2006) 27,08 36,3 125,16 13,46 5,18
KVARTET (2008) 32,12 53 73,94 10,31 7,24
ARCHAMBAULT A35 (2006) 25,45 44,7 154,72 18,14 4,37
X-35 (2005) 25,16 39,5 158,02 19,79 4,28
J99 (2019) 22,16 39,8 160,47 17,49 3,88
L30 (2015) 32,34 37,1 76,25 14,09 7,2
Dehler 30OD (2019) 31,67 40,7 108,14 13,1 6,18
Ракета-970 (2014) 28,44 36,7 91,63 14,31 6,2
Рикошет 930 (2004) 27,46 36,7 130,56 15,03 5,11

Расчетный показатель парусность к водоизмещению — отношение энерговооруженности яхты к водоизмещению. Если проще — квадратные метры парусов на килограмм веса лодки. Ведь, чтобы достигать максимальных теоретических показателей скорости, нужно поставить побольше парусов. И тогда в более слабые ветра быстрее достигнешь максимума ходовых качеств корпуса и заветного финиша. Но с этим же подходом быстрее достигнешь порога прочности мачты, если ветра выйдут за условные слабые параметры. В 1979 году на Фастнете пять круизных лодок утонуло, но был производитель, у кого даже ни одна мачта не упала. Модель Rustler 36. Так вот, из-за этой лодки и того как она себя показала был выбран оптимум данного показателя. Он равен 16, и это константа. Если показатель ниже 16, то яхта считается недогруженной парусами. Просто из тех соображений, что яхтсменов крайне редко на воде застают события 1979 года. Если показатель выше – значит, рифиться нужно раньше, чем остальным яхтам. Так вот, по данному показателю лишь Конрад 760 недогружен парусами. (следует заметить, что в нашей аналитике мы приводим данные круизной версии Конрада, а в гоночной версии Конрад-25Р вес около 1500 кг, и энерговооруженность будет25,9 – как у всех). Все остальные яхты несут значительно больше парусов. При этом проекты, ориентированные на спорт, демонстрируют этот показатель на уровне 32-х единиц (Dehler, L30, «Квартет»). В то время, как «Рикошет», «Ракета», FAREAST имеют меньшую величину парусности к водоизмещению – 27-28. Этот же показатель у Archambault и Х35 на уровне 25 единиц, и наиболее консервативными проектами являются J99 и МХ820. Уже второй показатель после геометрии корпуса, который показывает близость с проектом J99.

Балласт к водоизмещению — это  отношение веса балласта к водоизмещению,  характеризующее способность яхты к восстановлению крена. Так сказать — восстанавливающий момент. Чем больше показатель, тем быстрее лодка встанет на ровный киль после того как вы не зарифились и поймали случайно прилетевший ветер о котором не говорили, ни прогнозы, ни облака, ни барометр, ни рельеф. Но! Там же, чем тяжелее, тем дольше мы будем достигать потенциала скорости корпуса и финишной прямой. Поэтому, сильно много — тоже зло. Оптимальная величина данного показателя на уровне 40. Больше 40 показатель — супер, быстрее паруса из воды поднимете. Если показатель меньше – значит, восстанавливать контролируемое движение будете дольше. МХ, «Конрад», «Ракета», «Рикошет», L30 и FAREAST демонстрируют низкий восстанавливающий момент, что делает их больше яхтами прибрежного плавания. Более того, из всех яхт МХ820 имеет минимальное значение этого показателя. Это фактически может говорить о том, что дрейф яхты на острых курсах будет большим и в свежих ветрах лодка может тяжело контролироваться. В то время как Dehler, J99, x35 имеют практически эталонные значения. А Archambault 35 и «Квартет» по балласту могут считаться яхтами с наиболее сильным восстанавливающим моментом.

Показатель водоизмещение к длине — это коэффициент, говорящий о том как много парусов нужно, чтобы лодку данного размера и водоизмещения довести до её максимальной скорости. Чем ниже этот показатель, тем легче яхта и тем быстрее вы достигните потолка скорости из первого значения. Ну, или тем быстрее вы начнете слушать скрип рангоута и треск мачты. Итак, классификация по данному критерию выглядит следующим образом: в диапазоне до 100 лодки называют ультралегкими. В диапазоне 100-200 — легкими. 200-275 – это яхты среднего веса. К последней категории относится «Конрад».  К категории легких яхт можно отнести почти все яхты из списка, включая МХ820, кроме «Квартета» и L30 – эти яхты ультралегкие лодки. Близко к МХ820 подходит FAREAST 26 и «Рикошет 930» среди всех легких яхт. В данном показателе МХ820 полностью в тренде современного судостроения.

Показатель комфорта — это прям очень интересный индекс, который без привязки к длине, но учитывая геометрию корпуса, позволяет оценить комфорт нахождения на борту среднестатистического человека в условиях движения яхты. Чем ниже данный показатель, тем больше амплитуда движения яхты по волнам. И чем он выше, тем больше волн будет съедать лодка, сглаживая амплитуду колебания волн и менее расшатывая ваш вестибулярный аппарат. Согласно предложенной конструкторами классификации, при значениях индекса меньше 20, яхта считается чистым гонщиком. В диапазоне 20-30 размещаются яхты прибрежного плавания. Но так как в приведенном перечне максимальное значение у Х35 = 19,79, то все яхты на волне будут иметь явно выраженный характер гоночной яхты и на волнах экипаж будет чувствовать каждое колебание волны. По показателю комфорта МХ820 стоит рядом с «Рикошетом 930». Важно отметить, что наиболее комфортными проектами будут Archambault 35, Х35, J99 и Conrad 760, оставаясь при этом гоночными яхтами. В то время как наименьший комфорт будет ощущаться на Квартете. Но с точки зрения средней величины этой случайной выборки, МХ820 попадает ровно в золотую середину.

Остался только показатель гоночного потенциала — так называемой спортивности проекта. Показатель, относительно других  — новый. То есть введен в обиход конструкторов в 1988 году, и характеризует гоночный потенциал яхты, учитывая такие параметры, как площадь парусов, длина корпуса и водоизмещение. Именно благодаря этому индексу лодки начали делить на яхты для путешествий и гоночные круизеры. Там, где показатель ниже 2 — это недогруженные парусами яхты. Яхты для путешествий стоят в диапазоне 2-3. От 3 до 5 живут именно наши гоночные круизеры. А всё, что выше 5 – гоночные лодки. У нас получается, что чистыми гонщиками являются «Рикошет», «Ракета», Dehler, L30 и FAREAST 26. Гоночные круизеры – МХ820, Archambault 35, Х35, J99, — компания, скажем прямо замечательная. А вот «четвертьтонник», согласно данной классификации, становится обычной яхтой для путешествий.

Так что, исходя из всего вышесказанного можно уверенно сказать, что проект МХ820 является современной по геометрии, легкой спортивно-туристической яхтой для прибрежного плавания. При этом без особой подготовки идти на нем в открытое море определенно не стоит.