Результаты опроса по выбору лучшей крейсерской яхты 2025

20 Фев

Уважаемые господа!

Вашему вниманию предлагается результат опроса,  проведённого командой Ассоциации ORC на тему предпочтения размера и комплектации крейсерской яхты.

В текущих условиях, когда  ограничения импорта яхт в Россию со стороны ряда стран, сдерживают развитие крейсерского парусного спорта, вопрос национального производства становится более актуальным, чем когда-либо. Команда ORC решила немного включиться в работу над развитием крейсерского флота, как основы для успешного развития массового парусного спорта. В этой статье мы постарались объединить опыт яхтсменов крейсерского флота России по эксплуатации круизных яхт, и предоставить возможность конструкторам и инженерам судостроительной отрасли воспользоваться опытом яхтенных капитанов России, а не полагаться на международные тренды и обзоры.

В течение января и февраля 2025 был проведён опрос судовладельцев, капитанов и яхтсменов о том, какая крейсерская парусная яхта наиболее предпочтительна.  Результаты этого опроса предлагаются на ваше обсуждение и анализ.

Таблица №23. Рекомендации ORC по строительству крейсерской парусной  яхты:

Характеристика, ед.измерения Значение
1 Длина корпуса –LOA, м. 9
2 Материал корпуса Стеклопластик
3 Форма киля Длинный киль
4 Осадка, м. 2
5 Количество жилых кают, шт. 2
6 Количество спальных мест, шт. 6
7 Рулевое управление штурвал
8 Двигатель Стационарный дизель
9 привод Сейлдрайв
10 Размещение гальюна кормовое
11 Грот Традиционный с латами, собирающийся на гик
12 Стаксель На закрутке
13 Летучий парус геннакер
14 Электрооборудование В полном сборе в базе (навигация, автопилот, рация)
15 Душ необходим
16 Винт складной

 

Особо хочется отметить, что на соревнованиях любой из участников гонок становится свидетелем того, как много опыта у каждого капитана нашего крейсерского флота. Но. если посмотреть на географию межрегионального календаря ORC в России, становится понятно, что иногда ближе, проще и дешевле прокатиться в Турцию, Швецию, Корею, Вьетнам или Таиланд, чем поучаствовать в соревнованиях всего необъятного межрегионального календаря. А если капитаны 2-3-х яхт затевают классический философский разговор об идеальном круизере, то эти беседы могут растягиваться на очень долгое время, и консенсус не будет найден.

Именно исходя из того факта, что слово капитана – закон, мы понимаем, что сделали невозможное, и объединили статистикой авторитетные мнения  122 владельцев и 35 других уважаемых яхтсменов, поскольку интервьюирование в данном случае переросло бы в неминуемую битву, а Синопское сражение адмирала Нахимова перестало бы быть последним крупным сражением парусных флотов.

Команда ORC благодарит каждого яхтсмена, который принял участие в нашем опросе, и делится с вами мнением, которое для себя считает бесценным и уникальным.

Итак,  мы вашему представляем вниманию наших экспертов (аудитория – это слушатели, читатели) из 157 авторитетных яхтсменов. Или, проще говоря, давайте знакомиться.

77,7% наших экспертов – это владельцы яхт (см.Таблицу 1). И это предельно важный аспект опроса, поскольку мнение «длина бежит», или «Альбин Вега рулит», «четверти — наше всё», конечно же, является устоявшимся стереотипом и некоей безусловной гипотезой, которая регулярно используется как опытными яхтсменами, так и только начинающими моряками. Но в нашем опросе приняли участие лишь те, кто непосредственно сталкивался не только с яхтами на воде, но и с вопросами эксплуатации, хранения, обслуживания узлов и агрегатов, и не понаслышке знает, что за сверкающей поверхностью борта, картинным тиком и белоснежными парусами стоит большой труд.

Таблица №1. Причастность к крейсерскому флоту

Являетесь ли вы владельцем яхты ? Итог
Да 122
Нет 35
Общий итог 157

То есть, представленная оценка подкреплена опытом не только преодоления многих тысяч морских миль как указано в таблице №2, но и потом гонок и ремонтных работ.

Таблица №2. Яхтенный опыт экспертов

Ваш общий яхтенный опыт в милях ? Количество
от 0 до 2000 миль 61
2-5 тысяч миль 26
5-10 тысяч миль 29
10-50 тысяч миль 30
50-100 тысяч миль 8
более 100 тысяч миль 3
Общий итог 157

При этом Ассоциация ORC прекрасно понимает, что спорт – не единственное направление использования яхт, и наши спортсмены и яхтенные капитаны путешествуют под парусом, а также просто отдыхают на воде всё лето, ведь парусная яхта намного удобнее обычного городского пляжа или гостиничного номера. Но в результате проведенного опроса мы можем однозначно утверждать, что 52% крейсерских яхт используется в первую очередь для активного отдыха (Таблица №3) и лишь 31% яхт приобретен для спорта. В свою очередь, это наводит на мысли о большем акценте в сторону круизной составляющий в перспективной лучшей крейсерской яхте для РФ.

Таблица №3. Цель эксплуатации судна

Каким видом яхтинга вы больше занимались бы на вашей яхте ? Итог
Путешествия 81
Регаты и спорт 49
Выходные с друзьями 27
Общий итог 157

Относительно акваторий России можно сказать просто – их необъятное множество, и намного больше, чем может себе представить обычный житель нашей страны. На внутренних акваториях нам доступны океаны, моря, озера, реки, искусственные водоемы, и это ставит перед конструкторами и производителями крайне сложный выбор конфигурации яхты. Но, согласно таблице 4, предпочтения опытных яхтсменов больше ориентированы на реки и озера, то есть внутренние водные пути России. Это 38% от общего числа яхтсменов. 34% предпочитают прибрежное плавание в морских акваториях. 20% яхтсменов увлечены оффшорным парусом и лишь 8% сделали свой выбор с пользу океанских регат и путешествий.

Таблица №4. Целевые акватории

Какие акватории для вас предпочтительны ? Итог
Реки и озера 59
прибрежное морское плавание (каботажное) 54
Оффшорные морские переходы между странами 30
Океанские межконтинентальные путешествия 14
Общий итог 157

 

Если говорить о региональном делении, то оно крайне разнообразно, ведь в рамках одного субъекта может быть несколько акваторий с совершенно разной природой. К примеру, в Калининграде есть озеро в центре города с типичной спецификой озер и городской застройки, есть залив с гладкой водой и свежими ветрами открытых акваторий, и есть Балтийское море с типичной волной и ветром открытого моря. Аналогичная ситуация в Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Карелии. В Краснодарском крае есть и всем известное Абрау, и в тоже время можно выбраться в Черное море; есть Владивосток с возможностью испытать на себе не только воды Залива Петра Великого но и возможностью выйти в море или даже пойти в океан. Астраханская область имеет акваторию Волги и выход к Каспийскому морю. Есть озера, не уступающие своим характером морям, такие как Байкал, Ладожское или Онежское. А если хотите ощутить суровое дыхание Арктики, то вам в Мурманск к Северному Ледовитому, или на Кубок Кандалакшского залива. Поэтому крайне сложно было придумать красивую классификацию акваторий и мы оставили это поле открытым на волю выбора яхтсменов. (см.Таблицу №5)

Таблица №5. Регионы парусного спорта

группы регионов Итог
Балтийское море 43
Волга 43
Озера 21
СЗФО 13
Россия 8
Черное море 8
(пусто) 8
тихоокеанская акватория 5
Средиземное море 4
Атлантический океан 3
Белое море 1
Общий итог 157

Отдельные яхтсмены не стали делать привязку к акваториям, отдельные указали федеральный округ (Северо-Западный), но его масштаб — от Земли Франца-Иосифа и Новой Земли с Северным Ледовитым до Балтики включает не только океан и моря, но также реку Волга и 2 озера — Ладогу и Онегу, которые своим зеркалом почти не уступают Балтике или Белому морю. Поэтому для точности приведем детализацию и объяснение сделанной классификации в таблице 6.

Таблица №6. Акватории, указанные яхтсменами

группы регионов Регион Итог
Балтийское море Санкт-Петербург 21
Финский залив 4
Балтийское море 4
Ленинградская область 4
Калининград 3
Финский залив 2
Санкт-Петербург 2
Санкт-Петербург (я не люблю килевые яхты, я за многокорпусники) 1
Балтика, Чёрное море 1
Калининград 1
Балтийское море Итог 43
Волга Нижегородская область 7
Самарская область 4
ЦФО 3
Средняя Волга 3
Ульяновская область 3
Московская область 3
Вологодская область 2
Татарстан 2
Костромская область 2
Волга 2
Ярославская область 2
Поволжье 2
Волга, вбк, ббк, вдск 1
Ульяновская область 1
63 1
Волгоградская область 1
Ростов на Дону 1
Татарстан 1
Московская область 1
Тверская область 1
Волга Итог 43
Озера Москва 9
Иркутская область 4
Братск 2
Сибирь 1
Байкал 1
Иркутская область 1
Челяб область Тургояк 1
3 1
Курск 1
озера Итог 21
СЗФО СЗФО 9
Балтика/Ладога/Онега 1
Карелия 1
Беренгово, Белое, Балтийское, Черное и Средиземное моря 1
Земля Франца Иосифа 1
СЗФО Итог 13
Россия Россия 4
РФ 2
Везде, кроме приполярных областей 1
Россия 1
Россия Итог 8
Черное море Крым 3
Краснодарский край 2
Краснодарский край 1
Южный 1
Сочи 1
Черное море Итог 8
(пусто) Разные 2
Мир 1
1
Европа 1
мировой океан 1
Кругосветка 1
Любой 1
(пусто) Итог 8
тихоокеанская акватория Приморский край 2
pfgflyjt  gj,tht;mt  Nb[juj  jrtfyf 1
ЮВА 1
Тихий 1
тихоокеанская акватория Итог 5
Средиземное море Средиземное море 3
РФ, Средиземное море 1
Средиземное море Итог 4
Атлантический океан Карибы 2
Атлантический океан 1
Атлантический океан Итог 3
Белое море Белое море 1
Белое море Итог 1
Общий итог 157

Безусловно, на специфику ответов накладывается наше административное деление. К примеру, Московская область отнесена к Волжскому бассейну, а Москва с ее Химкинским водохранилищем и Строгино отнесена к озерам, в то время, как спортсмены могут легко перемещаться между ними.

И в тоже время таблицы 5 и 6 показывают очень ярко не только огромные масштабы страны и массовость крейсерского спорта, но также и тот факт,  что выборка достаточно репрезентативна, и работа наших яхтсменов по формированию образа оптимальной крейсерской яхты для России смело может считаться валидной.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛУЧШЕЙ ЯХТЫ

Первый, базовый и самый важный вопрос на который отвечали яхтсмены – это размеры той яхты, которой вы хотели бы владеть.

Таблица №7. Оптимальная длина яхты в метрах

Какая для вас оптимальная длина парусной яхты Итог
9 32
10 30
12 29
8 16
11 15
15 7
14 5
6 5
7 3
13 3
20 2
40 1
35 1
7,5 1
1 1
8,5 1
38 1
11,9 1
55 1
17 1
18 1
Общий итог 157

Есть несколько подходов к к делению флота на классы крейсерских яхт, но это -всегда дискуссионный вопрос, поэтому данное поле было открытым для ввода любых цифр. И, тем не менее, мы получили некоторую картинку наиболее востребованного размера. Наиболее популярным оказался размер в 9 метров или 30 футов. Ему отдали предпочтение 20% респондентов. Всего на 2 яхтсмена меньше выбрало размер 10 метров или 33 фута. Это 19%. На удивление на третье место попал размер в 12 метров опередив яхты меньшего размера. За него проголосовало 18,5%. 10% наших спортсменов указали 8 метров, как предпочтительный размер. И пятерку лидеров замкнула длина яхты 11 метров. Ее выбрали 9,5%.

Таблица №8 Материал корпуса

Какой материал корпуса вам был бы интересен ? Итог
Пластик (стекловолокно) 112
Алюминий 16
Дерево/фанера 14
Углеволокно 9
Сталь 6
Общий итог 157

Согласно таблице №8, 71% яхтсменов отдадут предпочтение стеклопластиковому корпусу. Алюминий на втором месте, и за него проголосовало лишь 10% аудитории. И на третьем месте с 9% стоит фанера или дерево. Углеволокно, не смотря на его легкость и высокую технологичность, это выбор 6% аудитории. И наименее популярный материал для корпуса – это сталь. За нее проголосовали 4%.

Таблица №9. Форма киля

Какой киль вы бы предпочли на яхте ? Итог
Длинный киль 54
Бульбообразный киль 53
Финкиль 26
Шверт 24
Общий итог 157

Ответы по форме киля однозначности в этот важный вопрос не внесли, ведь на первом месте оказался длинный киль, за который проголосовали 34% респондентов, а на втором месте традиционный для российского судостроения т-образный фальшкиль, набрав 33%. На третьем месте с 17% -финкиль, и наименее актуальным оказался шверт, получив 15% голосов.

Таблица №10 Осадка

Какая осадка в метрах для вас предпочтительна ? Итог
2 55
1,5 26
1 22
1,8 13
3 6
1,7 5
1,4 5
1,6 4
2,5 3
1,2 3
2,2 2
1,3 2
1,9 2
5 1
0,4 1
0,5 1
0,6 1
0,9 1
0,3 1
150 1
0 1
2,4 1
Общий итог 157

Не смотря на тот факт, что каждые 10 см проектируемого киля критичны, возможность выбрать любую осадку была предоставлена нашим спортсменам в виде открытого поля. Результаты приведены в таблице №10.

Таблица №11 Количество кают

Какое количество кают вам было бы достаточно на яхте ? Итог
2 75
3 52
1 26
4 4
Общий итог 157

Наибольшее количество капитанов предпочитает 2 каюты – это 48%. Комплектация носовая+кормовая для них подходит. 33% предпочли бы 3 каюты на яхте. 16% готовы на открытое пространство.

Таблица №12 Количество спальных мест

Какое количество спальных мест на вашей яхте было бы необходимо ? Итог
6 89
4 31
8 25
2 10
10 2
Общий итог 157

56% яхтсменов согласны на 6 спальных мест в яхте.

Таблица №13 Рулевое управление

Какое управление яхтой вы бы предпочли ? Итог
Штурвал 83
Румпель 74
Общий итог 157

52% за штурвал. И 47% предпочли рулевое управление в виде румпеля. Формируя образ идеальной яхты, производителю, наверное, стоит этот элемент выводить в опциональную установку.

Таблица №14 Двигатель

Какой двигатель вы бы установили на вашей яхте ? Итог
Внутренний стационарный дизель 108
Подвесной бензиновый мотор 25
Электромотор 15
Комбинированная дизель 6
Электро установка 3
Общий итог 157

Относительно двигателя, яхтсмены отдали своё предпочтение стационарному дизелю. И это 69% от общего количества ответивших.

Таблица №15 Привод гребного винта

Какой привод вы бы предпочли на своей яхте ? Итог
Сейлдрайв 108
Валолиния 49
Общий итог 157

69% крейсеристов предпочли сейлдрайв.

 

Таблица №16 Расположение гальюна

Какое расположение гальюна вы бы хотели видеть на своей яхте ? Итог
Кормовое размещение гальюна 71
Между носовой каютой и кают-компанией 67
Носовой гальюн 19
Общий итог 157

Вопрос относительно месторасположения гальюна касается тонкостей быта в переходах. В движении кормовой гальюн обладает преимуществами перед другими, что и подтвердило большинство капитанов и яхстменов, прошедших опрос. 45% подтвердили эту гипотезу. В тоже время 43% опрошенных согласны с размещением гальюна между носовой каютой и кают-кампанией.

КОМПЛЕКТАЦИЯ

Таблица №17 Грот

Какой грот вы бы предпочли ? Итог
Традиционный с латами собираемый на гике 119
Закрутка в мачту 29
Накручиваемый на гик 9
Общий итог 157

75% — подавляющее большинство — за классический грот без закруток.

Таблица №18 Стаксель

Какой стаксель вам интереснее ? Итог
На закрутке 135
На раксах с латами 22
Общий итог 157

86% яхтсменов хотели бы видеть стаксель на закрутке.

Таблица №19 Летучий парус

Какой легкий парус для вас предпочтительнее ? Итог
Генакер 120
Спинакер 37
Общий итог 157

76% яхтсменов подавляющее большинство — предпочли бы геннакер спинакеру.

Таблица №20 Дополнительное оборудование

Хотели бы вы видеть в комплектации яхты дополнительное оборудование ? Итог
Навигация, автопилот, рация 67
Навигационное 41
Самостоятельно укомплектую 39
Навигация+автопилот 10
Общий итог 157

Наибольшее число опрошенных предпочли бы яхту, полностью укомплектованную навигационным оборудованием, автопилотом и штатной рацией. Это 43%. 26% предпочли бы только навигацию, и 24% готовы заниматься самостоятельной комплектацией навигационного оборудования.

Таблица №21 Душ

Важен ли для вас душ на яхте ? Итог
Да 105
Нет 52
Общий итог 157

Ассоциация ORC вынесла в отдельный вопрос душ по той простой причине, что не на всех причалах РФ есть вода, и не на всех стоянках есть стационарный душ или баня. И данный вопрос является иногда ключевым не для мужчин. 66% наших яхтсменов разделяют эту точку зрения, и считают, что душ необходим на яхте для полной автономности в наших суровых условиях.

Таблица №22 Винт

Какой винт вам бы хотелось ? Итог
Складной 135
Обычный несборной 22
Общий итог 157

85% респондентов предпочли складной винт.

Подводя итоги этого опроса, Ассоциация ORC от имени опытных яхтсменов России формирует общие рекомендации  судостроителям и конструкторам, которых мы с нетерпением ждем в нашем сообществе:

Таблица №23. Рекомендации ORC по строительству крейсерской парусной  яхты:

Характеристика, ед.измерения Значение
1 Длина корпуса –LOA, м. 9
2 Материал корпуса Стеклопластик
3 Форма киля Длинный киль
4 Осадка, м. 2
5 Количество жилых кают, шт. 2
6 Количество спальных мест, шт. 6
7 Рулевое управление штурвал
8 Двигатель Стационарный дизель
9 привод Сейлдрайв
10 Размещение гальюна кормовое
11 Грот Традиционный с латами, собирающийся на гик
12 Стаксель На закрутке
13 Летучий парус геннакер
14 Электрооборудование В полном сборе в базе (навигация, автопилот, рация)
15 Душ необходим
16 Винт складной